История

История
Наши истоки
III Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине 1951 год
Гастроли по городам Северной Кореи 1956, 1984 гг.
Франция 1961 г.
Фестиваль газеты «Унита», Италия, 1975 г.
Чернобыль 1986 г.
Встреча с Эрнстом Неизвестным, 1991 г.
Крымские гастроли 2017 г. и 2019 г.
Париж 2018 год
Интерактивная карта выступлений Уральского народного хора

Уральский государственный академический русский народный хор организован в июле 1943 года, при Свердловской филармонии, на базе самодеятельных хоров из села Измоденово Белоярского района и села Покровское Егоршинского района Свердловской области, а также отдельных солистов из с. Катарач Буткинского района и Малая Лая Кушвинского района Свердловской области. Первый концерт коллектива состоялся 12 ноября 1944 года.

Основатели Уральского хора — известный музыковед и фольклорист Лев Львович Христиансен, балетмейстер Ольга Николаевна Князева и хормейстер Неонилла Александровна Мальгинова.

В 1947 году состоялось первое выступление коллектива в городе Москва в Концертном зале имени П.И. Чайковского, а также большие гастрольные выступления по Прибалтике, Беларуси, Украине и городам Советского Союза. Создаются произведения «Под окном черёмуха колышется», «Позарастали стёжки – дорожки», танцевальная пляска «Семёра», «Большой уральский перепляс» и др.

В 1950 году заведующим музыкальной частью становиться Евгений Павлович Родыгин, написавший известные песни, входящие в антологию советского искусства — «Уральская рябинушка», «Едут новосёлы», «Белым снегом», «Куда бежишь, тропинка милая», «Свердловский вальс» и другие. Эти произведения родились именно в Уральском хоре и стали поистине народными.

Также 50-е годы ознаменовались для хора большими зарубежными гастрольными поездками в ГДР, Польшу, Венгрию, Болгарию, Монголию, КНДР, Англию, Мексику, Чили и др. В Англии Уральский народный хор дал 65 концертов. Отзывы местных СМИ поражают своими хвалебными речами, не только о хоре, но и всём культурном потенциале Советского союза, заключительное выступление Уральского хора транслировалось по телевидению BBC.

В 1962 году художественным руководителем становиться Владимир Иванович Горячих. За свою творческую деятельность Владимир Иванович сохранил и приумножил традиции, заложенные основателями хора. В репертуаре появляются такие произведения «На горе, на гороньке», «Калиновские частушки», «У прясла» и др.

В 1971 году балетмейстером становится Виктор Афанасьевич Миронов — автор будущих шедевров народно-сценической хореографии «Барыня-сударыня», «Ирбитская ярмарка», «Триптих» (по мотивам уральских народных промыслов).

В 1980 году Уральский народный хор принимал участие в культурной программе «Олимпиада-80» в Москве. В 1986 году Уральский хор, единственный из музыкальных коллективов, выступал перед ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС в непосредственной близости от реактора.

В 1991 году художественным руководителем становится Александр Григорьевич Дармастук. Коллектив затрагивает в своём творчестве культурный пласт городского и горнозаводского фольклора Урала, создаются «Гуляния в городском саду», «Городская свадьба», «Городские вечеринки».

За свои достижения Уральский хор в 1996 году получил звание Академического.

С 2017 года хор возглавляет Николай Вячеславович Зайцев. Созданные новые концертные программы — «Легенда Урала», «Душа моя – Россия», «Народная песня на века» и другие — позволяют переосмыслить традиции и сделать их актуальными в XXI веке.

За многолетний творческий путь Уральский хор по праву становился лауреатом всевозможных конкурсов: международных, всесоюзных, а также участником и дипломантом конкурсов народных хоров, многих международных и российских фестивалей.

На протяжении всей истории коллектива яркие вокальные и хореографические композиции, созданные на основе самобытного уральского фольклора, неизменно вызывали и вызывают восхищение как у российской, так и у зарубежной публики. Хору аплодировали не только в России, но более чем в 50 странах мира! Выступления с огромным успехом проходили на легендарных сценах, таких как — концертный зал «Плейель» (Франция), королевский придворный театр Ливерпуль, королевский театр «Друри-Лейн» (Лондон) художественный театр «Мансудэ» (КНДР), национальный дворец культуры (Болгария), Концертный зал имени П.И. Чайковского, Государственный Кремлёвский Дворец, Большой театр и других.

Уральский хор ищет новые пути в своем жанре, находится в постоянном поиске новых произведений, новых аранжировок, новых форм. Расширяя репертуар, коллектив остается верен особым вокальным традициям Урала. Преобладание мягкой лирической манеры пения, небольшой диапазон, слитность, гармоническая чистота звучания, специфический уральский «окающий» диалект – все это выделяет Уральский народный хор среди других коллективов.

Творческий путь Уральского государственного академического русского народного хора – это путь совершенствования талантливых певцов, музыкантов, танцоров и руководителей. Каждое выступление коллектива на этом пути – яркое выражение народного сценического искусства на высоком профессиональном уровне.

Уральский народный хор остаётся хранителем и продолжателем традиций самобытного народного искусства Урала, пропагандистом народного творчества.

Наши истоки

III Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине 1951 год

В 1951 году Уральскому хору выпадает почетная миссия — представлять народное искусство СССР на Третьем Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. 

В столице ГДР собрались представители 104 стран, более шести тысяч молодых артистов. В знаменитом Фридрихштадтпаласе состоялся первый концерт советской делегации. Второе отделение открыл Уральский хор. Свидетелем этого события был поэт Лев Ошанин: «В каждом концерте, если только это настоящее явление искусства, наступает момент, когда исчезает грань между сценой и залом, когда зритель всеми своими ощущениями живет тем, что происходит под светом рампы… Такой момент настал и здесь. Это произошло, когда на сцену вышел Уральский народный хор. 

«Ой вы горы, уральские горы!» — плывет под сводами зала чудесная песня. Властно призывает она к себе сердца зрителей, покоряет своим простором, силой и чистотой юных голосов. Ее сменяет старинная девичья песня «Под окном черемуха колышется». Совсем тихонько начинает Аня Петрова. И так же тихо вступают ее подруги. Каждая нота отчетливо слышна в затаившем дыхание зале. Аплодисменты еще не успели смолкнуть, как на сцену врывается удалой «Большой уральский перепляс» и идет без передышки, нарастая, поражая все новыми и новыми фигурами. А уральцы наши, пожалуй, больше, чем от своей огневой пляски, устают от выходов под бесчисленные крики одобрений».

9 августа — конкурсный день хора. Разрешалось исполнить только две песни. Соревновались 37 народных хоров. Выступления шли в присутствии зрителей, но аплодировать не разрешалось. В жюри — знатоки хорового пения из десяти стран. Но после Уральского хора, после его «Черемухи», словно буря влетела в зал: зрители встали, лес рук поднялся над головами, и, как море живых цветов, трепетали платки с эмблемой.

Хор поделил первое место с коллективом из КНДР. Плясовая группа, сразившая всех «Большим уральским переплясом», получила золото наряду с китайскими и корейскими танцорами. 

Фестивалем пребывание в Германии не закончилось: получив все свои награды, Уральский хор отправился в большое турне по городам Германии, где стояли советские воинские части.

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

Гастроли по городам Северной Кореи 1956, 1984 гг.

Впервые Страну утренней свежести хор посетил в 1956-м, совершая большое гастрольное турне по Юго-Восточной Азии. С той поры сохранилось впечатляющее фото — концерт в присутствии 100 тысяч человек. Масштабные гастроли состоялись и в марте 1971 года, тогда за семнадцать дней хор дал десять концертов. Вероятно, потому в культурную программу пребывания Ким Ир Сена в Свердловске (он был проездом, возвращаясь поездом из Москвы домой) в 1984 году включили выступление хора. После шикарного концерта в оперном театре, где уральские самоцветы блеснули всеми своими гранями, Ким Ир Сену подарили пластинку с записями песен. В ответ он сказал: «Я хочу, чтобы этот коллектив был у меня в гостях». Так в одночасье решился вопрос о третьих гастролях Уральского хора в КНДР.

Специальный борт доставил прямым рейсом артистов из Свердловска в Пхеньян. Приземлившийся самолет буквально утопал в цветах, духовой оркестр играл на взлетной полосе. Цветы, правда чаще всего искусственные, сопровождали все гастрольные мероприятия. Выступали на самых больших площадках Пхеньяна и Хамхына. Каждый из одиннадцати концертов начинался с исполнения песни «Живая правда Ленина». В программе были корейский национальный танец «Онхея», поставленный еще к первым гастролям хора, и национальная песня Страны утренней свежести «Ариран». Довольно сдержанные корейцы в финале стоя долго аплодировали. Влюбленные в СССР, они подпевали и «Уральской рябинушке», и «Катюше», вместе с хором пели «День Победы». Самый ответственный концерт (репетировали несколько дней, чтобы все прошло без заминок и запинок) состоялся во Дворце Республики. В центре зала на самом почетном месте сидел Ким Ир Сен. Внимание к пребыванию Уральского хора было колоссальное: артисты жили в шикарных гостиницах, кормили их как самых дорогих гостей, показали все достижения науки, техники, корейской жизни. Материалам о гастролях советских артистов были отданы первые страницы газет, которые подробнейшим образом с восторгом описывали все детали экскурсий и концертов, давали оценки: «программа выступлений отражает решимость советских людей идти по ленинскому пути». Возвращаясь в гостиницу с концерта, артисты видели себя по центральному каналу. В последний день устроили встречу с корейскими деятелями культуры, которые показали своеобразный капустник — искренний, добрый, смешной. Знаковое для корейцев событие — фотография на память с Ким Ир Сеном: за каждым артистом было четко закреплено место, красивые девушки — на первом плане, все сдержанно улыбаются. Гастролировали не больше недели, сумели согреть уральским теплом более 30 тысяч корейских зрителей.

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

Франция 1961 г.

Весной 1961 года хор впервые едет в Париж.

Главное нововведение предстоящих гастролей – усиление оркестровой группы. До сих пор пели и плясали под четыре баяна, иногда добавляли бубен, трещотку, ложки. Перед Францией хор соединили с целым оркестром. Да еще каким – Государственным оркестром имени Осипова! Сводный урало-московский коллектив на берегах Сены называли «Русская балалайка».

Особое расположение французов можно было почувствовать уже на взлетной полосе: русскую народную музыку встречали песни и танцы, представляющие разные провинции Франции.

Интерес к гастролям был колоссальный: билеты закончились задолго до приезда артистов. Большие буквы иллюминации, украшающей французскую столицу, гласили: «Певцы и танцоры с Урала, балалайки Осипова!»

Первый концерт должен был состояться вечером 12 апреля. Утром мировое пространство взорвал Юрий Гагарин. Полет первого человека в космос смешал чувства артистов, зрителей, простых французов и титулованных особ. Участники той поездки до сих пор вспоминают, на каком небывалом подъеме прошел «космический» концерт гвоздем программы стал танец. «Лунная картинка». Он уже несколько лет был в репертуаре хора и счастливо предугадал развитие космических событий. Финал номера, где Анатолий Добрынин, он же Гагарин, водружал на Луне символы советской страны, проходил под оглушительные овации и был исполнен трижды.

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

Фестиваль газеты «Унита», Италия, 1975 г.

В июле 1975 года, по приглашению Коммунистической партии Италии, Уральский хор был приглашен для участия в Фестивале газеты «Унита» (печатный орган Компартии Италии).
Гастрольный маршрут охватил много городов от севера до юга: Рим, Милан, Модена, Пьяченца, Салерно, Феррара, Губбио, Ареццо, Бриндизи и многие другие. Концерты в вечернее время на открытых площадках собирали большое количество зрителей и проходили с большим успехом. Во время поездки состоялось много интересных экскурсий: Рим, Флоренция, Венеция, Пиза, государство в государстве Сан-Марино. Обратив внимание на превосходные отзывы о гастролях Уральского хора, посольство Советского Союза в Италии пригласило группу солистов для выступления.

Чернобыль 1986 г.

В начале мая 1986-го Уральский хор отправился на гастроли по Украине. Стояла солнечная весна, все радовались предстоящему участию в престижном фестивале «Киевская весна», куда обычно съезжались ведущие коллективы, звезды могучей страны — ансамбль танца «Березка», хор Пятницкого, Аркадий Райкин, Людмила Зыкина…

Из Свердловска уезжали 11 мая, шестьдесят шесть человек. Несмотря на то что в Чернобыле уже все случилось, в подробности поездки никого не посвящали. Единственное — категорически запретили брать с собой детей, которые обычно с родителями-артистами ездили с удовольствием.

Подъезжая к Киеву, увидели перрон, забитый отъезжавшими людьми. На репетиции во дворце «Украина» сказали, что хор — единственный представитель России. В фестивале участвовали только местные коллективы да рубобистки из Таджикистана.

Местные газеты с восторгом писали об уральских певуньях, о задушевных песнях Родыгина и Щекалева, о бескорыстной дружбе братских народов. После первого же концерта представители компартии Украины попросили дать концерт для химиков-ликвидаторов. Но артисты мало представляли опасность этого выступления. Да, чудный Киев был непривычно пуст. Да, предупреждали не покупать овощи-фрукты на улице, не ходить по траве, прикрывать голову, влажной тряпкой протирать подошвы, закрывать форточки. Рекомендация, которая радовала и приободряла всех, — разрешение больше пить красного сухого вина, которое, как узнали позже, выводит радиацию. Но это слово в воздухе не висело. В отличие от самой радиации.

Трасса, что вела к чернобыльской сцене, напоминала фронтовую дорогу: шла бронетехника, дозиметристы стояли через каждый километр, в салоне и на колесах автобуса постоянно замеряли уровень радиации.

Выгрузились в десятке километров от реактора на лесной поляне. Пока доставали костюмы, собрались зрители. У каждого на петличке дозиметр. Задача коллектива — поднять дух, как на фронте, перед боем. Попросили убрать из репертуара все, что с грустинкой: «Пойте, что поется, — «Уральскую рябинушку», «Уралочку». Работали от души.
Уральский хор так и остался единственным коллективом, выступавшим в тридцатикилометровой зоне реактора. Ближе ни один артист не подъехал. Автобус, прибывший из зоны реактора, в город не пустили, загнали на промывание. Артистов никто не обследовал, их костюмы дезактивации не подвергались и еще долго (!) служили коллективу.

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

Встреча с Эрнстом Неизвестным, 1991 г.

22 ноября 1991 года Уральский государственный русский народный хор принял участие в творческом вечере-встрече с уральцем, выдающимся скульптором современности, Эрнстом Неизвестным. Выступление Уральского хора, состоявшееся в первом отделении вечера, было очень тепло встречено екатеринбургской публикой и высоко оценено самим скульптором. Все средства от этого мероприятия были перечислены в Фонд строительства памятника жертвам массовых политических репрессий.

Крымские гастроли 2017 г. и 2019 г.

В 2017 году по приглашению Республики Крым, коллектив Уральского хора участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 3-ей годовщине присоединения Крыма к России. Концерты проходили в городе Судак при полном аншлаге. Для крымчан это было большое культурное событие, они скучали по выступлениям профессиональных российских артистов. С трепетом и восторгом приняли зрители программу «За Россию, за мою», в которую входила новая песня с символическим названием «Возвращение» (музыка и слова Ю.Воронищева).

Большой гастрольный тур по 13 городам Республики Крым состоялся летом 2019 года, артисты проехали по дорогам Крыма более 4000 км за 16 дней. Для зрителей из самых разных городов России, и, конечно же, крымчан, концерты стали уникальной возможностью познакомиться с творчеством легендарного коллектива. Программа «Легенды Урала» была представлена на самых известных концертных площадках Крыма – Театр им. А.П. Чехова в Ялте, Государственный академический музыкальный театр Республики Крым в Симферополе, Театр им. А.С. Пушкина в Евпатории, Центр культуры и искусств в Севастополе и многие другие. Но самой запомнившейся сценой для артистов стала Набережная в Ялте. На праздновании Дня города 10 тысяч жителей и гостей знаменитого курорта восторженно встретили выступление Уральского народного хора.

Несмолкающими аплодисментами и криками «Браво!» они благодарили артистов за яркое представление народной песенной и танцевальной культуры Уральского региона.
«Огромное спасибо за доставленное удовольствие! Артисты работают на высочайшем уровне профессионализма. Получили невыразимое удовольствие и восторг. Продолжайте нести нашу родную русскую культуру в массы!»
«Ничего подобного не видела. Все артисты – молодцы, большие мастера. Растрогана вашим искусством до слез. Низкий поклон!»
«От всей души благодарим вас за такой изумительный концерт! Ждем еще вас в Крыму»
«Взрыв эмоций! Гордость за нашу Родину. За такие таланты на нашей земле. Огромное спасибо!»
«Великолепие голосов, песен и танцев! Низкий поклон от ялтинцев и группы из Франции!»

Париж 2018 год

В январе 2018 года состоялось два концерта в Париже. По случаю празднования Старого Нового года сотрудники посольства, российские соотечественники и французы, интересующиеся культурой и историей России, традиционно собираются вместе в посольстве РФ во Франции. Ностальгический концерт, в котором участвовал Уральский хор, стал незабываемым подарком с родины. Несомненно, прием был очень теплый и восторженный. На другой день уральской делегацией был дан концерт для иностранных делегатов Международного бюро выставок на мероприятии в поддержку заявки города Екатеринбурга на проведение ЭКСПО в 2025 году.

Интерактивная карта выступлений Уральского народного хора

Интерактивная карта