Из семейного архива заслуженных артистов РСФСР Марии Мальцевой и Виталия Измоденова

Мальцева Мария Евдокимовна, заслуженная артистка РСФСР, солистка плясовой группы (1946-1966)

 «Молодые танцоры В. Измоденов, М. Мальцева, М. Нистратова, И. Крутский, М. Таланов преображают сцену, заставляют зри- теля забыть, что он в театре, переносят его в праздничную уральскую деревню, где гуляет молодежь. В каждой пляске чувствуются молодость, задор, веселье, удаль», — писали о танцевальной группе советские газеты. Они пристально следили за выступлениями хора, подмечая все новое, неожиданное, яркое. Марии Мальцевой досталось много внимания прессы, начиная с ее первых шагов на сцене, куда молоденькая санитарка попала благодаря звонкой дроби, которую она отбивала на госпитальных лестницах.

В первом же выходе она знакомится с Виталием Измоденовым. Слияние двух лун оказалось судьбоносным. Их «Лирический дуэт», родившийся почти случайно, поставленный Ольгой Князевой за несколько дней, завоевал множество наград высокого достоинства, помогал выжить на крутых поворотах судьбы. «Мы никогда не репетировали его дома, ни о чем не договаривались. Но когда на сцене руки соединялись, забывали обо всем, что происходит за кулисами, все прощали друг другу. В танце проживали все то, чего нам недоставало в жизни», — вспоминает уже в нынешнем веке Мария Евдокимовна. На всесоюзном конкурсе дуэт Уральского хора получил золотые медали из рук самой Галины Улановой.

Энергии Марии Мальцевой хватало на все — на трепетные и плавные хороводы, на беговые пляски («Зимушка»), на характерные роли (Сваха в «Свадебной»)… Не раз бывало, что натягивала на себя одновременно два костюма: сначала выходила в лирике, а пока объявляли следующий номер, переодевалась для «Семёры». За звонкие и легкие дроби, которые были слышны в последнем ряду, ее звали «дробилкой». Ее личный гастрольный лист — просто фантастический для советского времени. Швеция, Австралия, Франция, Новая Зеландия, Эфиопия, Судан заходились в восторге от «Матани» и «Лирическо- го дуэта». В парижском казино им пришлось выходить с ним после канкана. Ушли за кулисы в полной тишине. А потом станцевали еще раз — на бис.

В хоре протанцевала 20 лет. В 1958 году стала первой в коллективе заслуженной артисткой РСФСР. После выхода на пенсию некоторое время работала репетитором. Менять в постановках ничего не хотела, мечтала вдохнуть в них новую жизнь, поделиться своей безграничной любовью к уральскому танцу, Уральскому хору.

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

 

Измоденов Виталий Егорович, заслуженный артист РСФСР, солист плясовой группы (1943-1970-е)

Он был первым, кого отобрали в плясовую группу новорожденного хора. Родом — из того самого песенного гнезда, села Измоденово, из которого вырос Уральский хор. Во время войны работал в артели, где делали гранаты. 1 декабря 1943 года стал артистом. Ему было 15 лет! Как в деревенском обаятельном, но не помышлявшем ни о каком искусстве подростке Христиансен разглядел будущую звезду, остается только догадываться. Первым из артистов в 1958 году получил звание заслуженного. Из первого состава артистов единственный, кто доработал до пенсии.

Он не был заправским трюкачом, не выделывал замысловатые коленца, не делал разножку. Он был характерным лириком. Он вообще начинал как комедийный танцор. Тем не менее именно его Ольга Князева выбрала для легендарного «Лирического дуэта». Этот дуэт остался непревзойденным.

Номеров у Виталия Измоденова на самом деле было не очень много, но зрители в него влюблялись раз и навсегда. Широкая улыбка, неистощимый юмор, искрящиеся глаза, источавшие любовь ко всему, что его окружало, природное обаяние, которое на сцене только усиливалось. Никогда не учившийся актерскому мастерству, он с деревенской чуткостью и интуицией всегда точно попадал в образ, лепил его и никогда не повторялся: много раз исполняя один и тот же номер, проникал в самую суть танца, всегда умудрялся быть разным. А как он умел «разговаривать» с помощью расшитого кушака с тяжелыми пышными кистями, завязанного по-уральски! Он знал его язык так, как редкие женщины владеют языком веера: то приглашал на свидание, то обижался, изящно заигрывал или вдруг отказывал… Он насыщал и украшал своим талантом каждый номер. В «Уральской свадьбе» ему досталась «роль» Свата. Вроде бы ничего особенного. А он стоял и двигался по сцене так, что всем был понятен его норов.

Виталия Измоденова очень ценила и уважала Ольга Князева, всегда была спокойна за номер, в создании которого он участвовал, с полуслова понимал ее мысль. И, верно, потому, уходя на пенсию, она предложила ему место балетмейстера. Он сделал замечательную «Заглядочку», поставил «Березовскую кадриль», которые неизменно бисировались в концертах. Понимая, что танцовщик и балетмейстер — профессии разные, что последней надо учиться долго и кропотливо, он «сдал» пост главного балетмейстера, но еще много работал с самодеятельными танцевальными коллективами.

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)