Имена Уральского хора

Горячих Владимир Иванович, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель Уральского хора (1962 –1976, 1986–1989)

Владимир Горячих вырос в фольклорной колыбели: мама – большая любительница и знаток народных песен, много и хорошо пела. Альма-матер – Уральская консерватория, где любимым педагогом был Лев Христиансен. Вместе с ним ездил в конце 40-х в фольклорные экспедиции, много слушал, записывал, впитывал. И, став художественным руководителем хора, всегда держался его линии.
В 1960 году Прикамский самодеятельный хор, которым руководил В. Горячих, выступал на конкурсе в Свердловске. Директор Уральского хора В. Клишин предложил молодому композитору и, как показалось, отличному организатору, подготовить новую программу для профессионального коллектива. Дебют оказался удачным, и Владимиру Ивановичу, который едва перешагнул порог тридцатилетия, доверили художественное руководство. Двадцать лет с перерывом он определял вектор творческого движения хора. Сторонник музыки искренней, музыки чувств, он старался формировать репертуар так, чтобы песня, танец, оркестровая мелодия без хитросплетений и наслоений доходили до каждого. Ввел «новый предмет» – актерское мастерство: «Мало выучить песню. Как ее подать, как исполнить? Любая песня – пьеса, роман, повесть, а иногда и трагедия, надо вложить в нее не только все свои возможности, но и душу. Худрук должен быть режиссером, хормейстером, музыкантом и актером в какой-то степени». И он был им.
Время Владимира Горячих, пожалуй, самое гастрольное за всю историю хора. Вагоны, самолеты, гостиницы, автобусы, страны, города, континенты, залы сменяли друг друга. Программы обновляли в буквальном смысле на ходу. Объехали весь СССР, плавали на ледоколе, летали на грузовых вертолетах; в Чехословакии с хором пели огромные залы; в Италии концерты проходили на площадях, освещенных тысячами огней. «Я всегда стремился хранить традиции, заложенные Христиансеном, – признается Владимир Иванович. – Уральский не потому, что вырос на Урале, а потому, что впитал манеру пения, специфику речи необыкновенную!…»

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

Комаричева Светлана Александровна, народная артистка РФ,
солистка (с 1986 г.)

Ей было уже за тридцать, когда она пришла в Уральский хор. Использовав последний шанс, круто поменяла спокойную и размеренную заводскую жизнь на гастроли, концерты, репетиции. Рванула, что называется, с места в карьер: практически сразу стала солисткой. Довольно скоро получила «заслуженную», а потом и «народную», но гораздо быстрее стала любимицей публики, поющей своим огромным сердцем. Приходом в профессиональный коллектив из самодеятельности обязана Владимиру Горячих, который решительно позвал голосистую и душевную челябинскую певунью в Уральский хор, не посмотрев на отсутствие музыкального образования.

«Я всю жизнь хотела в хоре петь. Маленькой слушала дедушкин патефон: Уральский хор, Пятницкий, «Рябинушку»…» Хоть и приехала солисткой, много лет отстояла в линии хора. Одна из знаковых песен ее репертуара, одна из самых любимых – «Материнские ночи» Валентина Лаптева, «Мать и сын» Пахмутовой, много поет Щекалева, обожает Сиротина, особенно его «Уральскую березу». Многие композиторы пишут в расчете на Комаричеву, но и она сама неустанно ищет и находит новые песни. В ее репертуаре песни разных жанров, авторские и народные, лирические и патриотические, баллады и игровые – «Когда говорят о России», «Колокола», «Матушка Россия», «У российских околиц»… Охотно поет дуэтом, обожает ездить с концертами в глубинку, готова на любую импровизацию и театрализацию, может «раскачать» любой зал, и он будет петь вместе с ней, даже не зная слов. Светлана Комаричева – первая и пока единственная артистка хора, удостоенная звания «народная». Получила звание «Дочь города, дочь России».

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)

Пермяков Иван Иванович, народный артист РФ,
солист (с 1962г.)

Более полувека Иван Пермяков несет людям русскую народную песню – и ту, что в деревнях родилась, и ту, что современные композиторы написали. С Уральским хором, солистом которого Иван Пермяков был не одно десятилетие, довелось выступать за полярным кругом и в средне- азиатской пустыне, в утопающем в огнях Кремлевском дворце съездов и в скромном сельском клубе, где согревались лишь жаром народных рукоплесканий. А уж на скольких языках приходилось заводить уральскую песню! До сих пор Иван Иванович запросто запевает на китайском, словацком, финском, японском…

Пел Ваня, наверное, лет с пяти. А отсчет первых выступлений на публике ведет с 1959 года. Родился он в однофамильной деревне. Певучая была деревня! В 1962 году на прослушивание в Уральский хор пермский парнишка приехал засветло. Дождавшись прослушивания и выдержав два тура, был зачислен в труппу. Быстро стал солистом, получил звание заслуженного, потом народного, получил губернаторскую премию в дуэте с Владимиром Любушкиным за наивысшие достижения в области литературы и искусства. Обожаем публикой. Залог успеха для него – быть всегда в форме, с обновленным репертуаром и звучащим голосом. И в восемь утра, и в двенадцать ночи.

Он спел, наверное, все песни Евгения Родыгина, начиная с «Новоселов», песни Евгения Щекалева, Геральда Топоркова, Владимира Пестова, Владимира Горячих. В раннем детстве он хотел стать священником: однажды увидел служителя церкви в рясе, и мальчишке это понравилось. Не стал. Не вышло из него и строителя, на которого учился в ПТУ. Зато Уральский хор приобрел голосистого пермяка, вырастил из него солиста, который полвека дарит радость встречи с русской песней.

(из книги Н. Подкорытовой «Уральская семера»)

Любушкин Владимир Николаевич, народный артист РФ,
солист (с 1968 по 2011 гг.)

Голос Владимира Любушкина – ярчайший экспонат богатой коллекции золотых голосов Уральского хора. Более чем за сорок лет солирования Владимир Николаевич заслуженно стал народным артистом России, исполнил не одну сотню песен. Они были разными – бравые и задушевные, ура-патриотические и шуточные, ставшие навсегда популярными и однодневки. От слов и мелодий некоторых скулы сводило (а что делать время требовало и таких произведений!), но встречались песни, от которых даже во время репетиций сдавливало грудь… Бархатному баритону Любушкина аплодировал весь Советский Союз, где бы ни гастролировал хор, под магию его глубокого, доброго, жизнерадостного голоса попали зрители Европы, Азии, Африки.

Он пел и плясал в школе, юношей не выпускал из рук гармошку: ни один праздник в сибирском селе без него не обходился. В армии был ротным запевалой. Популярная тогда песня «Хотят ли русские войны» стала пропуском в Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота, откуда и переманили его в Уральский хор. Демобилизованный моряк, бывший рабочий красноярского завода сразу же занял место солиста. Много с кем пел, но публике навсегда запомнился легендарный дуэт Владимир Любушкин – Иван Пермяков, который блистал больше тридцати лет. Вместе получили премию губернатора за наивысшие достижения в области литературы и искусства. Как певец становится любимым публикой? Конечно, прежде всего привлекает его голос. Но в любой песне, а в народной особенно, одного голоса мало. Душа должна петь. Ее неравнодушие, ее сострадательность, ее трепетность превыше техники и вокальных данных. Ежели человек бездушный, то и вылетят из него голые ноты. Даже если идеально правильные – песня

не родится. И второй раз слушать не будут. Когда каждая строчка выпестована душой, когда каждая музыкальная фраза пропущена через сердце, тогда души слушателей распахнутся в ответ, дрогнут, потеплеют.

За сорок с лишним лет, что Любушкин в песенном строю, его природой и Богом данный голос, лишь в начале пути бережно ограненный специалистами, ни разу не подвел своего обладателя. Не растрескался, не дал трещины, не истощился. Напротив, наполнился внутренней силой, обрел мудрость и величие.Значит, судьба его – песня. Народная. Он запевал родыгинских «Новоселов», широкую и могучую «Славное море, священный Байкал», в последнее время пел военный цикл, особая песня в судьбе – «Память» А. Дармастука…

(из книги Н.Подкорытовой «Уральская семера»)